На нашем сайте появилась возможность рассчитать необходимое Вам количество присадки с помощью приложения калькулятор

Смазывающая способность дизельного топлива

Смазывающая способность дизельного топлива - показатель, оценивающий изнашивание трущихся пар топливной системы, работающих в среде данного топлива. Интенсивность изнашивания зависит от наличия и свойств смазочной пленки на поверхности металла, образованной полярными гетероатомными соединениями топлива. Гидроочищенные низкосернистые дизельные топлива содержат относительно стабильные сернистые соединения, которые не обладают достаточной адсорбционной и хемосорбционной активностью для образования смазочной пленки. Поэтому снижение содержания серы в дизельном топливе — определяющий фактор в ухудшении его смазывающей способности.

Смазывающая способность дизельного топлива зависит не только от содержания серы, но и от содержания ПАУ, фракционного состава и вязкости. При уменьшении содержания ПАУ, облегчении фракционного состава и снижении вязкости смазывающая способность низкосернистых топлив ухудшается. Смазывающая способность низкосернистых зимних и арктических дизельных топлив хуже, чем летних. Диаметр пятна износа при использовании различных марок дизельного топлива (содержание серы 200-350 мг/кг) составляет, мкм: летнее - 490-550; зимнее - 570-660; арктическое - более 650; газоконденсатное - 560-630. Показатель смазывающей способности был введен в нормативные документы на дизельное топливо европейского качества: ГОСТ Р 52368 и ТУ 38.401-58-296-2005. Смазывающая способность дизельного топлива определяется на приборе HFRR "High Frequency Reciprocating Rig" (EN ISO 12156-1, ASTM D6079). Образец топлива помещают в нагревательную баню заданной температуры. Закрепленную в вертикально установленном патроне стальной шарик прижимается к горизонтальной стальной пластине под действием приложенной нагрузки. Для обеспечения колебания шарика в HFRR используется электромагнитный вибровозбудитель. Шарик совершает возвратно-поступательные движения фиксированной частоты, при этом точки контакта находятся в испытуемом топливе. Металл шарика и пластины температура, нагрузка, частота и амплитуда колебаний, а так же окружающие условия строго регламентированы.

По окончании эксперимента с помощью микроскопа измеряется размер пятна износа шарика. При расчете точного размера диаметра пятна износа учитывают не только полученные диаметры, параллельные и перпендикулярные осциллирующему движению, но так же температуру и относительную влажность воздуха в начале и конце эксперимента.

 

Рассчитанный таким образом диаметр пятна износа является показателем смазывающей способности дизельного топлива. Диаметр пятна износа при 60 С по Гост Р 52368 и ТУ 38.401-58-296-2005 не должен превышать 460 мкм, по ASTM D 975 - 520 мкм.