Насос - форсунки проблемы эксплуатации и их решение
В майском номере журнала «Автоперевозчик» была опубликована статья Евгения Жирова «Насос-форсунки: неисправности и ремонт». В адрес редакции АП поступило немало вопросов от читателей журнала, затрагивающих данную тему. И хотя мы стараемся печатать материалы, которые были бы интересны аудитории АП, редакция не ожидала, что данная статья вызовет столь большой интерес. На наиболее часто задаваемые вопросы любезно согласился ответить автор статьи, заместитель директора по развитию ООО «Автомодерн» Евгений Жиров.
АП. Евгений, Вас не удивляет интерес, проявленный читателями к данной теме?
Ответ. Данная ситуации не стала для меня откровением, и даже, более того, она прогнозировалась. Причин тому несколько, но основная- наличие реальной проблемы у немалой части перевозчиков России, стран СНГ, возникающих по топливной аппаратуре современных дизельных двигателей. В своей статье я попытался систематизировать проблему и дать заинтересованным лицам информацию для размышления.
АП. Каковы на Ваш взгляд первопричины данной проблемы?
Ответ. Они известны. Если кратко, то это: дисциплина лиц, эксплуатирующих технику, используемое ими топливо, ремонтная база при обращении перевозчика с проблемами топливной аппаратуры. Разъяснения по каждой этих причин могут стать темой отдельной статьи. Не хотелось бы утомлять читателя. Если в вопросах прозвучат данные темы, я постараюсь кратко их коснуться.
АП. Спасибо за понимание. Начнем пожалуй с главного, какие насос- форсунки могут быть восстановлены в современных условиях в России?
Ответ. Практически все насос- форсунки, PLD секции, насос- форсунки с гидравлическим приводом, на которые существует технология ремонта, одобренная производителем и качественные комплектующие для осуществления такого ремонта. Без этих составляющих говорить о надлежащем восстановительном ремонте я бы не рискнул. Под технологией кроме одобренного производителем оборудования и программного обеспечения я понимаю наличие у ремонтной организации квалифицированного и опытного персонала.
АП. Все- таки, если говорить конкретно, из продукции основных производителей, что может быть воссатновлено?
Ответ. Электронные насос- форсунки Delphi серий А и Е1, Bosch, Cummins Celect, электронные насос- форсунки с гидравлическим приводом Caterpillar, подавляющее число PLD секций Bosch, устанавливаемых на тяжелую технику Hyundai, Iveco, Mercedes, Scania, Renault, Volvo, американские тягачи, автобусы ЛиАЗ, имеющие двигатели “CAT 3126”, строительную и сельскохозяйственную технику
АП. Ваше мнение, могут ли на данный момент быть восстановлены насос- форсунки последних поколений?
Ответ. Это головная боль части перевозчиков: техника новая, а уже требуется замена дорогостоящих деталей топливной аппаратуры. И альтернативы на данный момент, увы, нет. Конкретика в том, что часть насос- форсунок последнего поколения (например Delphi серии Е3) имеют увеличенный ресурс и производитель попросту не рассчитывал, что данные изделия будут выходить из строя через 3-4 года. Но нет ничего, что не могло бы быть убито российским дизтопливом и халатностью персонала. Не смотря на то, что производителем анонсирован выпуск диагностики, ПО и запчастей для ремонта насос- форсунок с двойным клапаном (серия Е3), запасные части для вторичного рынка пока не поступают, а оборудование и ПО еще не прошло тестирование и одобрение производителя не получило. Ожидаемое время распространения технологии и комплектующих среди дилеров: конец 2011 года.
АП. Вы упомянули электронные насос- форсунки с гидравлическим приводом. Расскажите подробнее.
Ответ. Это очень интересная и в то же время довольно надежная топливная система. Основное отличие от классических насос- форсунок, имеющих механический привод- в применении масла, как рабочего тела, вместо механической пары. Основное распространение такие форсунки нашли в двигателях Caterpillar. Часть автобусов большой вместимости Ликинского автобусного завода оснащены двигателями “CAT 3126”, имеющими именно данную систему. Выход из строя гидравлических насос- форсунок приводит к серьезным потерям пассажирского автопредприятия, а также немалым затратам по закупке новых изделий. Достаточно сказать, что стартовая цена при объявлении конкурса на поставку таких изделий начинается от 40 000 руб. В тоже время опыт работы с ними говорит о том, что до 3/4 изделий могут быть восстановлены (т.е. имеются технологии и качественные комплектующие для такого рода операций). Очевидными преимуществами такого сотрудничества являются получение потребителем значительно более дешевых изделий, уменьшения простоя транспорта, а значит снижения себестоимости эксплуатации пассажирского транспорта. Для сравнения: стоимость наиболее распространенного объема работ по данным изделиям колеблется в пределах 6- 9 тысяч рублей за насос- форсунку. Также к положительным моментам - кроме снижения себестоимости- можно отнести уменьшение временных затрат простоя подвижного состава, географическую близость расположения ремонтной организации, возможность создания на автопредприятии запаса изделий при минимальных к тому затратах. Компанией Хартридж специально под данный тип форсунок освоен выпуск испытательного стенда. Недавно один из таких стендов был поставлен нами пассажирскому автопредприятию. Хотя, оговорюсь сразу: не все форсунки данного типа могут быть восстановлены по причине поставки для вторичного рынка лишь части комплектующих надлежащего качества.
АП. Насколько чувствителен вопрос предоставления гарантийных обязательств ремонтной организацией при ремонте насос- форсунок?
Ответ. Необходимо понимать, что ремонт и гарантийные обязательства при ремонте коммерческой техники, тяжелых грузовиков имеют некоторые отличия от гарантийных обязательств при ремонте легкового автотранспорта. Гарантия в 15- 30 тыс км пробега, что обычна при ремонте легкового автомобиля превращается в недостаточно малую величину, когда мы говорим о коммерческом транспорте. Потребности перевозчиков: 75- 100 тыс км пробега или 10- 12 месяцев по срокам. При этом использование качественных комплектующих реально позволяет ремонтной организации предоставлять указанные выше гарантийные сроки и пробеги. Вместе с тем предоставление гарантийных обязательств имеет и ряд ограничений. Так в нашей компании гарантийные обязательства распространяются на транспортные средства, топливная система, которых оборудована сепаратором. Ведь согласитесь, владелец транспорта должен проявлять необходимую заботу со своей стороны о своем подвижном составе, топливо в баке и насос- форсунках должно соответствовать минимальным требованиям по качеству, чистоте, химическому составу. О самой гарантии. При выходе из строя одной или даже двух насос- форсунок (последнее на моей памяти было лишь однажды) изделия меняются без исследования причины в присутствии перевозчика. Это скорее вопрос к ремонтнику, использованным комплектующим, проведению внутреннего аудиты для определения причины. А вот при выходе из строя, неадекватной работе большего числа насос- форсунок- вопрос к перевозчику. Я всегда в таких случаях задаю водителю одни и те же вопросы: может ли лопнуть 1 колесо? А 2 колеса могут сразу взорваться? А все 6 (10) скатов могут выйти из строя? И сам отвечаю- да, но при условии внешнего воздействия, например, наезде на «ежа», искусственное препятствие, применяемое дорожной полицией для остановки автомобиля. Так и в нашем случае, при выходе из строя всех форсунок в подавляющем большинстве своем причиной является внешнее воздействие, которое квалифицированным ремонтником наглядно показывается перевозчику при проведении дефектовки в его присутствии.
АП. Может ли ремонтная организация предоставлять такую же гарантию, как, например, сервисная станция Volvo?
Ответ. Безусловно. Ремонтник, который уверен в результатах свой работы, даст такую же гарантию (ведь по своей сути изделия ничем не отличаются). Например, наша компания для «сомневающихся» предлагает такой вариант: установка 5 ремонтных насос- форсунок и одной, приобретенной через сеть производителя или автодилера Volvo. Причем сроки работы «оригинала» и ремонтной форсунки индентичны, т.е. ремонтные изделия должны отработать столько же, сколько и «фирменная» насос- форсунка.
АП. Такая гарантия стоит дополнительных денег? И есть ли какие- либо дополнительные условия к перевозчику?
Ответ. Нет, конечно же, никаких дополнительных денег это не стоит. Во всяком случае, у нас. Это обычная стандартная процедура, поддержание определенного имиджа. К тому же перевозчик, который убедился в качестве и увидел преимущества данного сервиса придет к данному ремонтнику еще, но уже с другой своей машиной; посоветует своим партнерам. Ведь, несмотря на кажущийся необъятным, рынок перевозчиков довольно узок. И многие знают друг друга и общаются, хотя бы в своем регионе. Что касается дополнительных условий - они также стандартны: посещение нашего сервиса после первых 10- 12 тыс. км. для диагностики и возможной регулировки (практика показывает, что иногда в этом есть необходимость); применение перевозчиком - хотя бы в начальный период- дополнительных мероприятий по увеличению смазывающих свойств дизельного топлива.
АП. Вы коснулись дизельного топлива.
Ответ. Вряд ли мне стоит говорить про эту тему на страницах журнала, где выступали и еще будут выступать гораздо более авторитетные и знающие лица, к тому же эта тема заслуживает отдельной статьи или хорошей повести. Могу сказать лишь, что ремонтника не интересует, где заправлялась та или иная машина. Ремонтника интересует, что присутствует у перевозчика в топливном баке, что может быть в топливных магистралях, идущих от топливного фильтра непосредственно к насос- форсункам, что имеется в самих изделиях. Какими операциями возможно установление соответствия/ несоответствия топлива требованиям производителя автотранспорта, и, основное, как технологически можно удалить загрязнения из топливной системы автомобиля при их обнаружении. Скажу лишь, что данные вопросы требуют определенных затрат, но их решение достаточно эффективно (конечно, при соблюдении в дальнейшем перевозчиком определенных требований). Еще раз, ведь для ремонтника, которые «болеет» за свое дело главное- не кто виноват, а в чем причина, как ее устранить в данном конкретном случае и какие действия может предпринять перевозчик, чтобы избежать аналогичных проблем в будущем.
АП. Вы, как руководитель, отвечающий за развитие бизнеса своей компании, можете охарактеризовать направления, в которых развивается качественный бизнес в сегменте «ремонт насос- форсунок»
Ответ. Таких направлений несколько. Это работа ремонтных мастерских на потребности собственного сервиса, где полностью отлажен цикл от диагностики неисправностей топливной системы до контроля результатов работы в течение определенного пробега автомобиля после визита; работа с другими автосервисами, у которых нет такой узкой специализации, но есть потребность в качественных насос- форсунках; работа с большими автопредприятиями, которые имеют собственный квалифицированный персонал в АРМ. Некоторые предприятия, расположенные в других регионах, берут у нас по 1-2 комплекта «про запас», пополняя такой запас по потребности. Отдельно стоит направление проведения дефектовочных работ. Здесь необходимо подтверждение квалификации, разъяснение показаний изделия, фактического состояния деталей, причин, по которым исследуемое изделие оказалось в зафиксированном состоянии на момент дефектовки. Например, наша компания выполняла дефектовочные работы по насос- форсункам Delphi для сервис- центров «Вольво- восток». Каждое из этих направлений имеет свои точки соприкосновения с потребностями заказчика, свои особенности, пути решений.
АП. Что ж, Вы ответили на ряд вопросов. Под конец самый интересный: почему, на Ваш взгляд, существует несколько предвзятое отношение в России к ремонту насос- форсунок?
Я частично ответил на данный вопрос в предыдущей статье. Дополнительно, ответ Вы найдете сами, ответив себе на вопрос «при необходимости «переобуться», плановой замене колес, ремонту или балансировке Вы поедете на любой из многочисленных пунктов вулканизации? Вроде выбор есть, вот только у одних постоянная клиентура, а у иных лишь разовые обращения.